Добровольное медицинское страхование пришло на российский рынок с распадом Советского Союза. Наряду с активной оптимизацией, закрытием и выведением лечебных учреждений за периметр крупных компаний, ДМС набирал свою популярность, поглощая все большую долю на рынке медицинских услуг. Сегодня ДМС является основным (прямым) каналом оплаты медицинских услуг для своих сотрудников. Кроме того, использование ДМС дает компании определенные налоговые преференции. Но насколько ДМС решает задачи корпоративного клиента?
Очевиден конфликт интересов в треугольнике: Компания – Страховая компания – Медицинское учреждение. При этом ни одна из сторон этого треугольника не берет на себя ответственность за улучшение здоровья сотрудников:
- Компания не имеет медицинского управления, медицинской лицензии, квалифицированных сотрудников и возможности работать с персональными медицинскими данными. Она не может составить эффективное техническое задание для медицинского подрядчика, эффективное с точки зрения реального повышения уровня здоровья сотрудников, снижения профзаболеваемости, создания профилактической модели оказания медицинских услуг и т.д.
- Страховая компания, будучи краткосрочным (часто, в течение не более, чем 1 года) финансовым посредником не готова самостоятельно вкладывать какие-либо ресурсы в улучшение здоровья сотрудников. Основная цель финансового агента – повышая выручку с клиента оптимизировать выплаты в медицинские учреждения.
- Медицинские учреждения, находясь в конце цепочки, зачастую также имеют очень краткосрочный горизонт планирования. Цель медицинского учреждения – максимизировать выручку от страховой компании, соблюдая установленные страховой правила (средние чеки, убыточность и пр.).
Описанная ситуация требует определенных изменений. Обращая внимание на международный опыт, мы видим, что ряд международных страховых компаний давно переформатировал механизмы работы ДМС. Работа с российскими корпоративными клиентами заключается в продаже программы прикрепления на медицинское обслуживание по стандартизированному перечню медицинских услуг, при этом «рисковость» договора зачастую для крупных клиентов является фиктивной – не запланированные убытки покрываются дополнительными депозитными выплатами. Международные страховые компании внедрили продажи индивидуализированных под клиента программ, которые учитывают задачи клиента (к примеру, снижение определенной профзаболеваемости или нацеленная работа с кардиологической группой и пр.). Также международные страховые компании перевили учет, аналитику и взаимодействие с застрахованными в собственные IT-системы и это не российский вариант новомодного «скайп-звонка человеку с медицинским образованием», это в первую очередь системы хранения и аналитики медицинских данных. Предлагаемый комплексный подход дает реальное улучшение здоровья в коллективе и снижение медицинских выплат на горизонте 2-5 лет.
Каким образом российский корпоративный клиент может перенять применяемые практики не имея (или даже имея) собственные медицинские клиники или страховую компанию? Для этого необходимо провести комплексную работу по оценке собственных потребностей в разрезе медицины и сформировать Программу по внедрению мероприятий. Объединяя компетенции в части IT, методологии профессиональной медицины и оказания медицинских услуг, компания КорпМД выступает партнером корпоративного клиента как на этапе консалтинга, так и на этапе внедрения и реализации Программы.